Работать над «Аватаром» Джеймс Кэмерон начал в 1994 году, когда написал 80-страничный набросок сценария. Съёмки намечались после завершения работы над «Титаником», и фильм должен был выйти в 1999 году, но, по словам самого Кэмерона, технологии того времени не были готовы воплотить его видение фильма. Работа над языком, которым пользуется инопланетная раса в фильме, началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Кэмерон всерьёз занялся сценарием и вымышленной вселенной «Аватара».
Фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в форматах 3D: RealD 3D, Dolby 3D и IMAX 3D. Многие считают «Аватар» прорывом в области технологии производства фильмов благодаря стереоскопическим камерам, специально сконструированным для съёмок фильма. Некоторые критики полагают, что значение этого фильма Джеймса Кэмерона для киноиндустрии сравнимо с появлением цветного кино.
Мировая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года, а в широкий прокат фильм вышел 18 декабря. 25 января 2010 года, собрав 1,8 млрд долларов, «Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времён, побив рекорд предыдущего фильма Джеймса Кэмерона — «Титаник». При этом следует отметить, что «Титанику» для достижения отметки 1,8 млрд. потребовалось 40 недель, а «Аватару» — всего 6. «Аватар» — первый и пока единственный фильм, собравший в прокате больше 2 млрд. $, и один из шести фильмов заработавших больше $1 млрд. В России «Аватар» тоже стал самым кассовым фильмом в истории. Принимая во внимание коммерческий успех ленты, Джеймс Кэмерон выразил готовность снять два сиквела.
История создания
В 1995 году Джеймс Кэмерон написал 80-страничный сценарий для фильма «Аватар», но его реализация неоднократно откладывалась вследствие несовершенства компьютерных технологий. По словам исполнителя главной роли, необходимо было искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим миром и как мы можем исправить положение?
Кэмерон назвал источником вдохновения для сценария «книги научной фантастики, прочитанные им в детстве»: Эдгара Райса Берроуза («Джон Картер — марсианин») и произведение Пола Андерсона «Зовите меня Джо» (последнее произведение он не упомянул прямо, что вызвало возмущение некоторых почитателей Андерсона). В июне 2006 года, когда фильм ещё носил название «Проект-880» (англ. Project 880), начался этап по подбору актёров с опубликованием описания сюжета, гласившего:
«В будущем, Джейк, парализованный ветеран войны, переносится на другую планету, Пандору, населённую на’ви, гуманоидной расой со своими собственными языком и культурой. У землян возникают противоречия как между собой, так и с местной культурой».
В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как «фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет» и «старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования». Он не исключил съёмок двух сиквелов фильма, если он оправдает себя в прокате.
В преддверии выхода фильма Кэмерон осью сюжета назвал поиск смысла своей жизни выходцем из очень простой среды. В этом отношении он подобен всякому человеку, и каждый может поставить себя на его место. В мире на’ви Джейк (в начале фильма не занятый чем-либо определённым) находит свой новый дом, именно там он чувствует себя востребованным. При этом на’ви, по словам Кэмерона, — это не нечто чуждое людям. Наоборот, они воплощают лучшее в людях, то, что, по нашему мнению, мы сейчас теряем — близость к природе, жизнь в постоянном движении. Для зрителя естественно сопереживать им, желать стать одним из них.
Технологии
Выход фильма планировался вскоре после «Титаника», в 1999 году, однако сомнения в достаточности развития технологий для полномасштабного моделирования вымышленного мира заставили Кэмерона на годы отложить работу над фильмом. «Аватар» состоит на 40 % из живой съёмки и на 60 % из реалистичной компьютерной графики. Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.). Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания (и затопления) корабля и тысяч пассажиров. Это меньше, чем 1/500 доля объёма, использованного для хранения материалов к картине «Аватар».
Другие технологические новшества включают в себя повышенную эффективность на стадии захвата движения, которая в шесть раз больше, чем использовали раньше, а также более совершенный метод захвата выражения лица.
Чтобы создать человеческую колонию, добывающую полезные ископаемые на Пандоре, производственные дизайнеры в июне 2007 года посетили буровые установки в Мексиканском заливе. Они фотографировали, измеряли и снимали каждый аспект, который будет повторён на экране с фотореалистичными компьютерными спецэффектами. На производстве работало около тысячи человек. Компьютерная графика в фильме реализована технологией «Reality Camera System». Собственная технология Джеймса Кэмерона «Reality Camera System» служит для создания фильма в стерео (3D) изображении. Для создания глубины восприятия, эта система использует две микрокамеры высокого разрешения, вставленные в шлемы актёров и позволяющие управлять не только мимикой, но и движениями зрачков и век. Фотореалистичные компьютерные персонажи моделировались с помощью анимационных технологий «Motion Capture».
В производстве фильма Джеймсу Кэмерону помогала студия визуальных эффектов «Weta Digital». Стэн Уинстон, который сотрудничал с Кэмероном в прошлом, также участвовал в создании фильма.
Музыка к фильму
Звуковую дорожку к фильму написал Джеймс Хорнер. Это его третье сотрудничество с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Некоторые отрывки сопровождаются хором на языке инопланетной расы на’ви. Хорнер (для музыки которого обычно свойственны кельтские мотивы) работал с этномузыковедом Вандой Брайант, чтобы смоделировать музыкальную культуру инопланетной расы. В сценах вооружённых столкновений звучит динамичная тема «Guardians at the Gate», сочинённая проектом «Audiomachine», а в заключительных титрах — песня «I See You» («Я тебя вижу») в исполнении англичанки Леоны Льюис.
Кассовые сборы
По состоянию на 19 апреля 2010 года, «Аватар» собрал в мировом прокате 2 716 510 111$, тем самым возглавив список самых кассовых фильмов и побив продержавшийся 12 лет рекорд сборов предыдущего творения Кэмерона — фильма «Титаник». «Аватар» стал единственным фильмом в истории, преодолевшим рубеж в 2 млрд долларов.
В США и Канаде фильм собрал $747 294 000 долларов (27,5 % от мировых сборов), что является рекордным показателем в американском прокате. С учётом инфляции, по данным Box Office Mojo, «Аватар» занимает 12-е место в списке самых кассовых фильмов США (1-е место в этом списке принадлежит фильму Унесённые ветром, сборы которого в США и Канаде, с учётом инфляции, превышают 1,5 млрд долларов).
В России фильм стал самым кассовым в истории, опередив предыдущего рекордсмена — фильм «Ирония судьбы. Продолжение» — и заработав за 18 недель проката 113 512 435 долларов.
|